На 28 Марта 2024 года в России выпито
68 711 986 688
нашего чая
Энциклопедия чая

Чай в России

Множество мифов и преданий связано с историей чая и традициями чаепития в разных странах мира.

Интересны и легенды о появлении чая в России.

По приданию, впервые при царском дворе он появился в 1638 году, когда мешок чая был привезен в подарок Московскому царю Михаилу Федоровичу от монгольского хана. Сначала государь не пожелал принять «сушеную китайскую траву», но, потом, последовав уговорам, все же попробовал «диковинный чужеземный» напиток, который понравился и ему и его боярам.

Первыми в России чай узнали жители Сибири, причем задолго до его появления в Европе. Попал он сюда из Монголии и постепенно распространился по стране. Происходил этот процесс крайне медленно, что было связано, в первую очередь, со сложностью и дороговизной доставки чая из Китая. Вплоть до конца XIX века основная его масса поступала в нашу страну через Монголию и Сибирь - путь чая до Москвы составлял почти 11 тысяч километров и занимал около полугода.

Поэтому чай в те времена являлся предметом роскоши и стоил очень дорого – приблизительно в 110 раз дороже икры.

Иноземные продукты исторически приживались на Руси довольно трудно. Кроме того, в XVIII веке Петр активно проводил «кофейную политику». И только лишь в XIX веке царское правительство оценило возможности производства чая и в 1833 году направило делегацию в Китай для закупки саженцев и найма специалистов.

Чай был включен Столыпиным в его реформы как инструмент борьбы с пьянством - по всей стране открывались чайные, которые работали с 5 утра и были освобождены от налогов, тогда как рюмочным не разрешалось открываться раньше 7 часов, и налогами они облагались в полном объеме.

Лишь в конце 80-х – начале 90-х годов XIX века чай превратился в массовый национальный напиток и прочно вошел в быт, культуру и образ жизни русского человека.

Он стал так популярен в России, что даже родившееся после отмены крепостного права выражение «дать на водку» (в смысле денежного вознаграждения за какую-то услугу) было вытеснено новым – «дать на чай».

Во все времена в России наиболее популярным был крупнолистовой черный чай, дающий яркий настой красно – коричневого цвета с крепким и ароматным вкусом.